В Минцифры обсуждают новые ограничения для использования иностранных мессенджеров. Специалисты предупреждают, что такие меры могут иметь смысл только после разработки полноценного отечественного аналога.
В начале недели по СМИ и соцсетям разлетелось сообщение Интерфакса со ссылкой на неназванные источники. В нём сообщалось, что в Минцифры РФ готовят законопроект, предусматривающий частичный запрет на использование мессенджеров, принадлежащих иностранным юрлицам или гражданам.
С 1 сентября 2026 года общаться с клиентами через WhatsApp (принадлежит корпорации Meta, признанной в России экстремистской организацией и запрещённой), Telegram и иже с ними якобы намерены запретить сотрудникам маркетплейсов и сервисов доставки, кредитных организаций, служащим Банка России, работникам операторов связи и госслужащим всех уровней.
Ложная тревога
Новость наделала шуму, и уже вечером в понедельник Минцифры поспешило выпустить опровергающий пресс–релиз.
"Инициатива ещё дорабатывается. Сейчас речь идёт только о взаимодействии сотрудников госведомств и банков с внешними клиентами. Сотрудники смогут связываться с ними через российские мессенджеры после подтверждения через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Это позволит предотвратить мошенничество, например неправомерное списание средств или оформление кредита… Госслужащие уже давно используют для рабочего и межведомственного взаимодействия отечественные сервисы “Среда”, которые охватывают более 60 ведомств", — говорилось в сообщении.
Однако это успокоило далеко не всех. Поэтому обсуждения того, как скоро продавцам маркетплейсов придётся приглашать покупателей уточнить цены "в личку" исключительно через "VK Мессенджер", продолжаются, а слухи множатся.
Публично, впрочем, обсуждать неясные перспективы, не видя предполагаемого текста законопроекта, готовы не все. В "Мегамаркете", Ozon и "Авито" от комментариев по этому поводу отказались. В пресс–службе Wildberries "ДП" рассказали, что компания уже взаимодействует с клиентами и партнёрами через собственные сервисы (приложение) и исключила из процессов иностранные мессенджеры.
Нет худа без добра
Желание пользоваться только теми сервисами, которые созданы и зарегистрированы в России, понятно и с точки зрения безопасности, и с точки зрения развития российской IT–сферы, считает директор бизнес–направления SERM / ORM маркетингового агентства Demis Group Марина Калошина. Создание рабочих сервисов и их дальнейшая интеграция с бизнесом потребуют большого вклада со стороны отечественных разработчиков и, соответственно, создадут дополнительные рабочие места.
По её словам, бизнесу инициатива принесёт дополнительные финансовые затраты на интеграцию с новыми сервисами, на привыкание к ним, на разработку новой схемы отработки обращений и политику коммуникаций.
“
"Хорошо, что есть время на подготовку, чуть менее чем 2 года. И было бы логичным и правильным инициировать переход уже сейчас с максимальной финансовой и “логистической” поддержкой со стороны государства. Спасение утопающих не должно быть делом рук самих утопающих", — подчёркивает эксперт.
По её мнению, нововведение может повлиять на выстраивание диалога бизнеса с покупателем. Пользователям проще общаться с компанией через привычные мессенджеры, а если инициативу действительно внедрят, то перестраиваться придётся всем.
“
"В каждом мессенджере есть свои особенности, выстроенные уже воронки продаж. Стиль общения придётся менять под новые реалии, в зависимости от тех возможностей, которые будут доступны. Я не думаю, что будут какие–то невероятно глобальные корректировки. Возможно, будут несколько иначе настроены автоответы или их совсем не будет. Кто–то и сейчас в привычных сервисах не пользуется чат–ботами. На мой взгляд, основная проблема не в коммуникациях, а в интеграциях с текущим бизнесом: сайтами, CRM и так далее", — комментирует Марина Калошина.
Если запрет будет распространяться на использование мессенджеров только в рабочее время — такое решение логично. Данные будут храниться внутри корпоративного мессенджера, инфраструктуры компании и не смогут попасть в руки злоумышленников, считает эксперт Kaspersky GReAT (Global Research and Analysis Team) Леонид Безвершенко.
Он напоминает, что 2024 год ознаменовался небывалым ростом мошенничеств, связанных с Telegram. Злоумышленники похищали личные аккаунты пользователей или telegram–каналы, а затем использовали их для фишинга или распространения вредоносного ПО. Такое пристальное внимание со стороны злоумышленников мессенджер получил из–за большой популярности среди россиян, а также потому что люди привыкли хранить в нём много деликатной и личной информации.
Вместе с доступом к аккаунту преступник может получить фотографии, личные или корпоративные документы (если, например, человек их оставлял в "сохранёнках" или отправлял кому–то другому), информацию о людях, с которыми взаимодействует настоящий хозяин аккаунта.
Нередко злоумышленники писали своим жертвам от лица других сотрудников или начальства. При этом преступники стали умнее. Они заранее прорабатывают легенду — изучают, в какой компании работает человек, доступ к какой информации у него есть, какой у него стиль общения и так далее.